Глоссарий (часть 3)
Главная

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА см. насыщенность цвета.

 

ИМПУЛЬСНЫЕ ИСТОЧНИКИ СВЕТА см. вспышка.

 

ИНЕРЦИОННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ ДВИЖУЩИХСЯ ОБЪЕКТОВ — свойство человеческого глаза некоторое время сохранять только что увиденный объект. То, что нам кажется сплошной неразрывной струей воды, на самом деле — летящие одна за другой капли или водяные пузыри разной формы. Это хорошо видно на снимках фонтанов, сделанных в яркие солнечные дни. Вода на них выглядит, как построившиеся в ряды замороженные кругленькие стекляшки. Иногда этот эффект можно использовать в качестве изобразительного приема. Но, если задаться целью, снять быстротекущую воду так, чтобы она была похожа на неразрывную струю, придется сделать несколько пробных снимков и найти такое значение выдержки, при котором вода размажется ровно настолько, насколько нужно.

 

ИНТЕРВАЛ ЯРКОСТИ ОБЪЕКТА СЪЕМКИ — соотношение яр­костей самого светлого и самого темного элементов объекта фотосъемки. См. также контраст освещения.

 

КАРБОНОВЫЙ ШТАТИВ — штатив, трубки которого сделаны из шести слоев карбоновых волокон, переплетенных друг с другом. Такая структура переплетения позволяет гасить вибрации. Вес карбоновых штативов заметно меньше веса штативов из алюминия. Их начала производить в середине девяностых годов прошлого века фирма GITZO. Штативы подразделяются на семь серий: от настольных серии 00 до высоких мощных штативов серии 5, которые рассчитаны на нагрузку до 25 кг. Диаметр верхней секции ноги штативов пятой серии 41мм. В каждой серии есть несколько вариантов:

 

LVL (Leveling) — штативы с возможностью выравнивания центральной штанги по вертикали независимо от положения ног. Эти штативы удобны для панорамной, архитектурной и пейзажной съемок, можно снимать и с уровня земли. Изготавливаются в карбоновом и базальтовом исполнении

 

Explorer — один из лучших штативов. Его центральная штанга и все ноги жестко фиксируются в любом произвольно выбранном положении. Можно снимать и с уровня земли. Изготавливаются в карбоновом, базальтовом и металлическом исполнении. Ограничивает его применение только вес фотокамеры, который должен быть не более 12 кг.

 

Mountaineer — штативы с классической центральной штангой. С помощью этих штативов можно делать не только настольную съемку, но и съемку с низких точек. Они, так же, как и штативы Explorer, изготавливаются в карбоновом, базальтовом и металлическом исполнении.

 

Systematic — профессиональные штативы серий 3, 4,  5. Дают возможность использовать сменные аксессуары фирмы GITZO. Существуют в карбоновом и металлическом исполнении.

 

КОЛЛАЖ, фотомонтаж — технический прием в изобразительном искусстве: наклеивание на бумагу или холст вырезанных фрагментов из разнообразных материалов; произведение, выполненное таким способом. Фотографы монтируют новое изображение из отдельных фрагментов разных фотографий с помощью компьютерных графических редакторов (см. фото 5, 15, 30). Художник Александр Родченко один из первых  в России стал применять фотографический коллаж в своем творчестве.

 

КОЛЬЦЕВЫЕ ВСПЫШКИ см. вспышки.

 

КОЛЬЦО РУЧНОЙ НАВОДКИ НА РЕЗКОСТЬ — специальное кольцо на автофокусных объективах, предназначенное для наводки на резкость при включении мануального режима съемки.

 

КОЛЬЦО ФОКУСНЫХ РАССТОЯНИЙ — специальное кольцо зумов, предназначенное для изменения угла зрения.

 

КОМА см. аберрация.

 

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ТАБУ см. композиция.

 

КОМПОЗИЦИОННЫЙ ШУМ см. композиция.

 

КОМПОЗИЦИЯ — размещение на плоскости снимка всех его элементов таким образом, чтобы они составляли единое целое. Различают композиции: плоскостные, глубинные, фронтальные, диагональные; динамичные, статичные; построенные на вертикальных или горизонтальных ритмах; треугольные, закольцованные и т. п. Нет хороших или плохих композиций, каждому способу присущи свои особенности. Используют их для усиления выразительности фотографии. Фронтальное построение кадра чаще всего используется при архитектурной фотосъемке, глубинное — в пейзажной  для передачи перспективы, диагональное способствует передаче движения в кадре.

 

На основе личных наблюдений я пришел к выводу о том, что есть типичные композиционные ошибки, которых надо избегать при построении кадра, так как они приводят к получению неинтересных или некрасивых картинок.

 

Композиционные табу:

 

- не следует линию горизонта в пейзаже располагать точно посередине кадра;

 

- нерезкий передний план, за редким исключением, способен загубить любой снимок;

 

- неопрятность переднего плана (например, затоптанный снег) мешает восприятию снимка;

 

- передний план не должен быть светлее заднего (мы привыкли к тому, что земля темнее неба, а дымка выбеливает все предметы, чем дальше от наблюдателя, тем больше);

 

- строго симметричные композиции убивают движение в кадре, за исключением архитектурных сюжетов;

 

- расположение в центре кадра движущегося сюжетно важного объекта убивает его движение;

 

- в оптимистичных сюжетах не стоит направлять движение вниз вдоль диагоналей, в грустных наоборот;

 

- в пейзажных композициях не следует оставлять небо чистым, оно даже на цветном снимке не вызывает никаких эмоций;

 

- красного цвета в кадре не должно быть много, так как он слишком сильно привлекает внимание, но можно построить кадр на основе красной монохромной гаммы, причем сюжетно важный элемент в этом случае может быть и другого цвета; 

 

КОНТРАЖУР см. свет.

 

КОНТРАСТ ОСВЕЩЕНИЯ — величина, характеризующая различие в яркости по-разному освещенных участков объекта съемки. Зависит от характера освещения объекта. Рассеянный свет характерен малым контрастом освещения. При направленном освещении образуются глубокие тени и ярко освещенные места — контраст освещения большой. От величины контраста освещения зависит восприятие объекта, его формы, фактуры, цвета. В фотографии контраст освещения определяет контраст фотографического изображения и его тональность.

 

КОНТРОВОЙ СВЕТ см. свет.

 

КОНТУРНЫЙ СВЕТ см. свет.

 

КОРРЕКТИРУЮЩИЙ СЛОЙ — инструмент фотошопа из палитры слоев Layers.  В отличие от обычных слоев имеет две иконки: слоя и маски слоя. Корректирующий слой применяет цветовые и тональные поправки к изображению, не меняя значений пикселов основного слоя. Изменения цветности и тона хранятся в корректирующем слое, но применяются ко всем нижележащим слоям. Произведенные изменения можно отменить в любой момент, при этом восстановятся исходные данные.

 

КРИТЕРИИ АНАЛИЗА ФОТОГРАФИЙ — признаки, свойства, по которым проводится анализ и оценка фотографий:

 

         качество:

 

         - резкость,

 

         - правильность экспозиции,

 

         - работа со светом,

 

         - цветовой баланс,

 

         - применение технических приемов (длинные и короткие выдержки, съемка          с проводкой, зуммирование на длинных выдержках, синхронизация по          второй шторке и т. п.),

 

         - подача материала (ракурсы, смазки, тональность);

 

         содержание снимка:

 

                  - информационная наполненность,

 

                  - документальность или иллюзия документальности,   

 

         - оригинальность,

 

         - актуальность,

 

         - новизна,

 

         - авторская позиция,

 

         - целевая аудитория,

 

         - нетленка или однодневка;

 

         работа с образами:

 

         - узнаваемость,

 

         - ритмическая организация,

 

         - гармоничность сочетаний,

 

         - стилистическое единство,

 

         - наличие или отсутствие ассоциаций,

 

         - положительность или отрицательность образа,  

 

         - логичность или алогичность идеи,

 

         - воздействие по уровням восприятия (эмоционально, рационально),

 

         - количество сюжетных линий,

 

         - наличие изюминки (то, что производит неизгладимое впечатление).

 

         При оценке серий необходимо учитывать также:

 

         - какова идея серии,

 

         - как раскрыта тема,

 

         - есть ли общие признаки в фотографиях конкретной серии.

 

         При оценке фотоисторий, фотоочерков, фоторепортажей необходимо учитывать также:

 

                  - какова идея,

 

                   - как раскрыта тема,

 

         - наличие завязки,

 

         - развитие сюжета,

 

         - эмоциональность кульминации,

 

         - наличие развязки,

 

         - логичный монтаж по крупным и общим планам, по доминантам, по          направлению внутрикадрового движения, по тональности.

 

КРОП (crop) — инструмент фотошопа, позволяющий осуществлять кадрирование в процессе редактирования файла.

 

КРОПНУТАЯ КАМЕРА — камера с кропнутой матрицей. См. кроп-фактор.

 

КРОПНУТАЯ МАТРИЦА — матрица меньшего размера, чем стандартное кадровое 35-миллиметровое окно камеры. См. кроп-фактор.

 

КРОП-ФАКТОР — отношение площади размера кадра цифровых камер к полю стандартного 35-миллиметрового кадра. Большинство матриц цифровых камер имеют размер, меньше пленочного стандарта 24×36 мм. При использовании объектива, рассчитанного на 35-миллиметровый кадр, на сенсор проецируется только центральная часть изображения. Оставшаяся часть остается за пределами матрицы. К примеру, объектив с фокусным расстоянием 28 мм обладает углом зрения 73°. При кроп-факторе 1,6 угол зрения уменьшится до 50°, что эквивалентно уменьшению фокусного расстояния объектива до 45 мм. Это плохо, когда нужен именно широкий угол. Сверхширокоугольные объективы становятся просто широкоугольными, широкоугольные становятся нормальными. Зато как приятно получить бесплатное увеличение фокусного расстояния, когда нужен именно телевик. 300-миллиметровый объектив с учетом кроп-фактора 1,6 дает такой же угол зрения, как 400-миллиметровый. Кроме того, разрешающая способность объективов падает по краям изображения. Вот почему на меньшей матрице они рисуют заметно лучше. Подсчитывая экономию от применения кропнутой матрицы и полтинника вместо портретного объектива, не стоит забывать, что уменьшение поля зрения объектива не меняет самого объектива. Полтинник остается полтинником, и мягче рисовать не станет, на какую бы камеру вы его не надели.

 

         Для сравнения фокусных расстояний двух объективов нужно их фокусные расстояния  помножить на кроп-фактор фотоаппарата. Например, объектив Nikkor 12-24 мм для камер с кроп-фактором 1,6 на полном кадре эквивалентен объективу 19-38 мм. Теперь легко понять каким богатством вы располагаете. Следует помнить также, что объективы кропнутых камер обладают заметно большей глубиной резкости. Это полезно при съемке мелких предметов в макрорежиме. Но плохо, что такие объективы не позволяют расфокусировать задний план снимка. Большинство производителей сменной оптики выпускают специальные широкоугольные объективы для кропнутых матриц. Их маркируют символами EF-S или DX. Такие объективы рисуют круг изображения 15×22,5 мм, меньшей площади, чем стандартный, отличаются меньшими габаритами и весом, их нельзя использовать с полноформатными камерами.

 

         Размеры некоторых матриц:

 

- стандарт 4/3", 13,5×18 мм, соотношение сторон 4:3. Разработан компаниями Olympus и Kodak. С 2007 г. выпускают фирмы Olympus и Panasonic. Намеревались снизить стоимость камер и сделать их легкими, но ни той, ни другой цели не достигли;

 

- DX, APS-C формат, около 16,7×25,1 мм, соотношение сторон 3:2. Фотосенсоры таких размеров часто встречаются в цифровых зеркальных фотоаппаратах, а также в отдельных псевдозеркалках фирмы Sony. Соответствуют половине 35-миллиметрового кадра;

 

- APS-H формат, 18×27 мм, соотношение сторон 3:2. Матрица с линейными размерами в 1,3 раза меньшими, чем у 35-миллиметрового кадра;

 

- полнокадровая (full frame) матрица формата 24×36 мм, соотношение сторон 3:2. На рынке представлено всего несколько моделей фотоаппаратов с фотосенсором такого размера (Canon, Nikon, Kodak, Sony). Основной проблемой конструирования и применения таких сенсоров является увеличение угла падения света на края матрицы и связанные с этим эффекты: виньетирование (на 1 ступень экспозиции больше, чем APS-C); снижение качества фильтрации ИК-диапазона ИК-фильтром перед матрицей в углах кадра; снижения четкости и ухудшение цветопередачи изображения к краям из-за эффекта засветки соседних пикселов сквозь микролинзу. Преодоление этих сложностей приводит к сильному удорожанию аппаратуры. Она становится не слишком привлекательной для фотолюбителей.

 

- среднеформатные матрицы 60×45 мм, соотношение сторон 3:2. Фотосенсоры таких размеров собираются из матриц меньшего размера, что сказывается на их стоимости. Применяются в дорогих камерах.

ЛАЙТ-ДИСК — отражатель света в форме круга или овала для съемки в студии или на открытом воздухе. Делают из специальных тканей белого, серебристого, золотистого, черного цвета, которые натягивают на стальную пружину. Изготавливают разного размера, могут быть двусторонними. Иногда ткань по мере необходимости можно поменять. Лайт-диски могут работать на отражение, на просвет и на поглощение. В сложенном положении занимают очень мало места, удобны при транспортировке.

 

ЛАМЕЛЬНЫЙ ЗАТВОР см. затвор.

 

ЛЕПЕСТКОВЫЙ ЗАТВОР см. затвор.

 

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА см. перспектива.

 

МАКРООБЪЕКТИВ см. объектив.

 

МАНУАЛЬНЫЙ РЕЖИМ — режим фотографирования с отключенной автоматикой фотоаппарата. Например, мануальный режим фокусировки.

 

МАСКИ ГОБО — металлические, пластмассовые или картонные трафареты с отверстиями для света. Используются для создания эффектных теней. 

 

МАТРИЧНЫЙ РЕЖИМ ЭКСПОЗАМЕРА см. режимы экспозамера.

 

МЕТОДЫ РЕПОРТАЖНОЙ СЪЕМКИ см. репортаж.

 

МИНУСОВАТЬ — уменьшать экспозицию в сравнении с показаниями экспонометра камеры. 

 

МНОГОКРАТНАЯ (двойная) ЭКСПОЗИЦИЯ — специальный режим фотоаппарата, который позволяет снимать два, три или большее число раз на один файл. При этом на одной фотографии совмещается несколько изображений, особенно удачными бывают совмещения изображений на черном фоне.

 

         Метод многократной экспозиции позволяет получить, например, фотографию многолюдной городской улицы, на которой нет людей. Для этого нужно поставить камеру на устойчивый штатив, исключающий шевеленку, и перевести его в режим многократной экспозиции. Затем сделать экспонометрический замер. Разделить экспозицию на десять частей и снять десять недодержанных кадров на один файл с интервалами в несколько секунд или минут, необходимыми для того, чтобы движущиеся объекты в кадре изменили свое положение. В результате на конечном изображении нормально проработаются только неподвижные объекты.

 

МНОГОПЛАНОВОСТЬ ФОТОГРАФИИ — свойство композиции кадра, построенного таким образом, чтобы наглядно передать глубину пространства. Обычно легко делится на передний план, средний и задний.

 

МОМЕНТ СЪЕМКИ — мгновение, когда открывается затвор фотоаппарата и производится фиксация изображения. Происходит это через мгновение от того момента, когда фотограф решил нажать на кнопку спуска. Инерционность процесса от принятия решения до физического открытия кадрового окна камеры приводит к задержке во времени. В результате осуществить задуманное можно только при съемке с некоторым упреждением. То есть, нужно предугадать момент съемки и нажать на спуск чуть раньше, чем случится снимаемое событие.

 

МОНОБЛОКИ см. вспышки.

 

МОНОКЛЬ — мягкорисующий однолинзовый объектив. Такие объективы промышленность не выпускает. Их делают сами фотографы из очковых линз и оправ объектива Гелиос-44. (См. например ТУТ)

 

МОНОПОД — одноногий штатив для репортажной съемки.

 

МОНОХРОМНАЯ КАРТИНКА — фотография, сделанная с преобладанием какого-либо одного цвета или его оттенков. Например, фотография горных далей с преобладанием синего и голубого цветов (см. фото 36).

 

МЫЛЬНИЦА — маленький цифровой фотоаппарат, для начинающих фотолюбителей.

 

МЯГКИЙ СВЕТ см. свет.

 

МЯГКОРИСУЮЩИЙ ОБЪЕКТИВ см. объектив.

 

НАКОПИТЕЛЬ — специальное устройство, предназначенное для временного хранения отснятых файлов. Используется во время путешествий, съемках на выезде, когда места на картах памяти не хватает и нужно освободить их для продолжения работы.

 

НАПРАВЛЕННЫЙ СВЕТ см. свет.

 

НАСАДОЧНЫЕ ЛИНЗЫ — линзы, присоединяемые к передней части объектива для увеличения масштаба изображения при макросъемке. Насадочные линзы резко ухудшают качество изображения из-за увеличения аберраций оптической системы. Их применение приводит также к изменению относительного отверстия и глубины резкости оптической системы.  Бывают положительные  и отрицательные:

 

         отрицательные линзы увеличивают фокусное расстояние от объектива до объекта съемки;

 

         положительные линзы уменьшают фокусное расстояние и расстояние до объекта съемки.

 

НАСТРОЙКА БЕЛОЙ ТОЧКИ см. баланс белого цвета.

 

НАСЫЩЕННОСТЬ ЦВЕТА — интенсивность определенного тона, степень видимого отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического цвета. Насыщенный цвет можно определить как сочный, менее насыщенный — как приглушенный, разбеленный, грязный, близкий к серому, полностью ненасыщенный цвет — как оттенок серого.

 

         В физическом смысле насыщенность цвета определяется характером распределения излучения в спектре видимого света. Наиболее насыщенный цвет образуется на вершине пика излучения на одной длине волны, в то время как более равномерное по спектру излучение воспринимается как менее насыщенный цвет.

 

Художник при смешении красок на палитре достигает снижения насыщенности цвета добавлением белых, серых или черных красок, а также добавлением любой краски дополнительного цвета.

 

         Изменение цветовой насыщенности оказывает большое влияние на восприятие фотографии. Яркие насыщенные цвета создают радостное настроение, побуждают к действию, а не к любованию. Разбеленные ненасыщенные цвета настраивают зрителя на спокойный созерцательный лад, вызывают желание рассмотреть картинку, создают предпосылки для создания особого настроения: теплые цвета (красный, желтый) — мажорного, холодные (синий, голубой, холодные оттенки зеленого) — минорного. Южане любят сочетания ярких красок, северяне предпочитают сочетания близких оттенков. Правда, когда мы рассматриваем снимки, сделанные в далеких экзотических странах, нам также приятны яркие насыщенные цвета. Фотограф, учитывая интересы своей аудитории, может исходный файл обработать по-разному и сделать так, что одна и та же картинка может вызвать у зрителя самые разные ассоциации и желания.

 

Равномерное распределение цветовой насыщенности по полю снимка очень часто  мешает восприятию фотографии вне зависимости от яркости цвета. В отличие от избирательной насыщенности (акцентированное насыщение цвета какого-то одного объекта или зоны снимка), которая помогает выделению этого объекта и привлекает к нему внимание зрителя. Так, например, листья осины на солнце обычно имеют серебристый с легкой желтизной оттенок. Попав в тень, они окрашиваются в ярко-синий цвет безоблачного неба. Если при этом в кадре много желтых и красных деревьев, то синие пятна затененных листьев начинают мешать восприятию сюжета. Исправить снимок легко, снизив насыщенность только одного синего цвета.

 

НЕДОДЕРЖКА — недостаточное экспонирование матрицы фотокамеры, ошибка экспонометрического замера. Приводит к получению слишком темного изображения с плохо проработанными теневыми участками. Исправляется путем внесения плюсовой экспонометрической поправки. Иначе говоря, нужно увеличить время выдержки или открыть отверстие диафрагмы.

 

НЕЙТРАЛЬНЫЙ ФИЛЬТР — специальный светофильтр, окрашенный в нейтрально-серые тона, задерживающий часть светового потока, не окрашивая его. Выпускаются различной плотности с кратностью от 1 до 8 (1х, 2х, 4х, 8х). Применяется в солнечные дни, когда нужно получить максимально длинные выдержки. Например, для съемки текущей воды.

 

НЕРЕЗКОСТЬ    нечеткость краев изображения объектов, когда тонкие линии сливаются с фоном. Причиной нерезкости может быть неточность фокусировки, подвижка камеры или объекта во время экспонирования.

 

НИЖНИЙ РАКУРС см. ракурс.

 

НОДАЛЬНАЯ ТОЧКА — точка внутри объектива камеры, в которой пересекаются все лучи света. Главное свойство нодальной точки состоит в том, что угловое увеличение тут равно единице. Свет приходит в эту точку под тем же углом, под каким из нее и выходит.

 

Это позволяет избежать параллакса, то есть, получить минимум искажений при повороте камеры вокруг нодальной точки при съемке панорам. Используется во время панорамных съемок с выраженным передним планом. Позволяет легко собрать панораму без видимых несостыковок объектов на границах соседних кадров. В советской технической литературе по оптике нодальную точку называли «главной» или «узловой».

 

НОРМАЛЬНЫЙ ОЪЕКТИВ см. объектив.

 

НОЧНАЯ СЪЕМКА  см. режим.

Наш опрос

Выход какой камеры вы ждете?
Всего ответов: 11

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Форма входа
Поиск
Друзья сайта: Игровой портал Gigabytes.clan.su | Copyright i-hero-in © 2024 |