Глоссарий (часть 5)
Главная

РЕЗКОСТЬ — степень различимости точек, контуров и деталей изображения. До появления цифры специалисты различали:

 

оптическую резкость — зависит от того, как точно сфокусирована оптическая система, а также от аберраций. Некоторые объективы рисуют почти идеально круглую точку, а другие эллипс, да еще и с цветными ореолами вокруг. Резкость зависит и от внутреннего рассеяния света внутри объектива, а также от глубины резкости, присущей разным объективам;

 

фотографическую резкость — степень размытости границ между ярко освещенными и темными зонами фотографического изображения. Фотографическая резкость зависела от свойств пленки, от правильности экспонирования, от химической обработки при проявлении. Даже самые лучшие пленки  давали легкое размытие на границах между предметами. С появлением цифры в представлениях о резком и нерезком произошли революционные перемены. Фотографической резкости не стало. Она исчезла вместе с  массовой пленочной фотографией. Теперь резкость зависит от математической прошивки камеры. Вместо фотографической резкости мы получили цифровую.

 

Прежде чем купить объектив или даже мыльницу со встроенной оптикой, необходимо изучить свойства этой техники и знать некоторые закономерности:

 

- дорогие объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фиксы) рисуют лучше, чем дешевые такого же класса;

 

- объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) — менее резкие, чем фиксы. Они  часто размывают изображение по краям кадра, по-разному работают на концах линейки фокусных расстояний, грешат нестабильностью рисунка;

 

- при закрытой диафрагме все объективы работают неплохо, отличить резкость дорогого объектива от дешевого можно только по специфическому размытию расфокусированных частей картинки.

 

Универсальных объективов не бывает, все они обладают набором свойств, присущих своему классу:

 

- широкоугольники (объективы с углом зрения от 180 до 40 градусов) имеют большую глубину резкости, чем нормальные объективы (с углом зрения от 40 до 55 градусов);

 

- портретники и телевики (объективы с углом зрения от 55 и до 1 градуса) всегда имеют меньшую глубину резкости, чем нормальные и ширики;

 

         - мягкорисующие объективы специально сконструированы таким образом, чтобы давать изображение с пониженным контрастом и резкостью. Делается это с помощью увеличения сферической аберрации. Из-за этого снижается резкость изображения и микроконтраст. Таковы дорогие портретные объективы со  светосилой  от 1,4 до 2,8;

 

         - макрообъективы позволяют наводить резкость на объекты, расположенные совсем близко к камере, и увеличивать мелкие предметы в несколько раз.

 

         Перед покупкой объектив необходимо дважды протестировать. Для этого потребуется газета с текстом по всему полю страницы, в середине которого надо нарисовать фломастером крест. Газету положить на пол. Камеру поставить на надежный штатив и нацелить на газету под углом в 45 градусов. Резкость навести на крест, диафрагму открыть полностью и снять. При увеличении 100 % можно увидеть, где именно ваш аппарат нарисовал самые резкие буквы. Если наилучшая резкость оказалась точно на кресте, это означает, что система камера-объектив работает исправно. Если резкость окажется ближе или дальше креста, то вашу систему придется нести в мастерскую, юстировать.

 

         При втором тесте ту же газету надо снять в лоб, сделав два дубля: первый с открытой дыркой, второй с диафрагмой 8. Файл с зажатой диафрагмой позволить оценить лучшие свойства объектива и сравнить их с худшими, а также возможности оптики рисовать мелкие объекты в центре кадра, где обычно объективы ведут себя вполне удовлетворительно. У хорошего объектива края букв получатся контрастными, не поплывут, вокруг букв не будет цветных ореолов (чаще всего бывают синие и красные хроматические аберрации). Поскольку мылит оптика именно по краям кадра, необходимо очень внимательно всмотреться в буквы на периферии изображения и сравнить их с буквами в центре. После проведенных тестов можно совершенно осознанно принимать решение о покупке.

 

         Резкий объектив — только часть бесконечной борьбы за резкость. Другая проблема, с которой сталкиваются фотолюбители и профессионалы, это механизм зеркальных камер, который позволяет непосредственно через объектив видеть снимаемую картинку. У него есть зеркало, которое, резко поднимаясь и опускаясь, встряхивает камеру, в результате возникают вибрации, которые снижают резкость изображения. Производители профессиональных репортерских камер специально увеличивают вес аппаратов, дабы уменьшить влияние ударов зеркала о демпфирующие механизмы. У дорогих камер есть специальный режим предварительного поднятия зеркала, позволяющий избежать шевеленки. Впрочем, если у вашей камеры нет механизма предварительного поднятия зеркала, не огорчайтесь. Купите основательный штатив и перед ответственной съемкой, когда нужно добиться максимальной резкости, повесьте на него что-нибудь тяжелое. Этот нехитрый прием напрягает ножки штатива и минимизирует микровибрации. Однако победа над шевеленкой еще не означает полной победы в войне за резкость. В арсенале современного фотографа есть еще одно оружие — шарпинг (sharpen-tool), который весьма радикально повышает контурную резкость оцифрованных картинок. Важно знать о методах борьбы за цифровую резкость с его помощью:

 

         - сплошной шарпинг — повышает пограничную контрастность по всему полю изображения с помощью фильтра unsharp mask. Это грубый метод. Его применение может привести к появлению характерного некрасивого регулярного зерна, а также белых и черных контуров на границах предметов;

 

         - интеллектуальный шарпинг — с помощью специальных программ различных производителей и простейшего фильтра smart sharpen аккуратно поднимает резкость в тех местах, где есть контрастные детали, и оставляет без внимания ровные, зернистые, однотонные зоны снимка, например, стены, небо, асфальт. Грамотное применение этого инструмента дает замечательные результаты;

 

         - местное дозированное применение кисточки sharpen tool позволяет воздействовать только на те участки изображения, которые фотографу кажутся сюжетно важными;

 

         - использование любого из этих инструментов в дублирующем слое и последующее стирание верхнего слоя по маске позволяет добиваться именно такого повышения резкости, которое соответствует авторскому замыслу.

 

         После использования фильтров семейства sharp структура изображения становится неоднородной. Глаз неподготовленного зрителя может и не заметить этого, но специалист или тренированный фотолюбитель непременно споткнется о светлый контур, отсутствие или наличие неприсущего снимку зерна, которое где-то есть, а где-то отсутствует, а потом снова возникает, но другого размера. Самый простой способ избавиться от этого недостатка — выдать цифровую картинку за пленочную. Для этого придуман встраиваемый в фотошоп плагин Grain  Surgery 2, позволяющий слегка размыть структуру старого зерна и нарисовать поверх новое. Программа позволяет выбрать тип пленки, размер зерна, степень воздействия фильтра в светлых, средних и темных зонах изображения. Нарисованное таким способом зерно выглядит убедительнее пленочного.

 

         Умение получать резкие картинки не должно становиться самоцелью. У нерезкости есть два значения:

 

         - чаще всего зона нерезкости  указывает на глубину пространства. Размытые детали заднего плана воспринимаются как прямое указание на расстояние между предметами переднего плана и нерезкими пятнами заднего;

 

         - резкое на нерезком, когда нерезкость используется для выделения главного в кадре. Расфокусировка фона превращает его в ровное поле или сочетание расплывчатых пятен. На таком фоне любой резкий объект не потеряется. Для этого используются объективы с нужным фотографу фокусным расстоянием и точное регулирование глубины резкости. Чем больше открыта диафрагма объектива, тем меньше глубина резкости. Иначе говоря, если нужно получить минимальную резкость, нужно как можно шире открыть зрачок диафрагмы.

 

         Зная секрет гиперфокальной точки, можно понять, почему дешевые фотоаппараты с несветосильной оптикой дают одинаково резкие картинки. Владельцы мыльниц обречены на получение максимально возможной резкости в отличие от обладателей более совершенных аппаратов, которые могут по своей воле менять объективы или фокусное расстояние зумов, фокусировать их в соответствии со своими творческими задачами и получать такую нерезкость, какую задумали. Несколько примеров практического использования возможностей разных объективов с точки зрения резкости-нерезкости:

 

         - при съемке макросюжетов глубина резкости любого объектива становится очень маленькой, а фон, выпавший из зоны глубины резкости, размывается до основания;

 

         - возможность съемки сверхширокоугольниками в макрорежиме появилась совсем недавно вместе с новыми цифровыми мыльницами, позволяющими снимать с очень маленьких расстояний. Есть уже такие камеры, которые резко снимают муравья, бегающего по передней линзе объектива;

 

         - телеобъективы от природы обладают меньшей глубиной резкости, чем нормальные и широкоугольные объективы. Только при полностью открытой диафрагме и близком расстоянии до сюжетно важного элемента кадра они позволяют получить по настоящему эффектное размытие фона;

 

         - телеобъективы сближают передний и задний планы. Если съемка производится на расстояниях, близких к гиперфокальным, то разница между резким главным объектом и размытым фоном становится несущественной. Все объекты, составляющие фон, остаются легко узнаваемыми, при этом можно создать иллюзию наползания фона на сюжетно важную часть кадра.

 

         - съемка резкого на нерезком часто используется для усиления эмоционального воздействия фотографии. Портреты стариков, например, намеренно обфактуриваются, морщины, складки кожи, лохматые брови и пр. становятся предметом любования, а уши, одежда и волосы размываются;

 

         - портреты женщин романтизируют с помощью  нерезкости — символа нежности, воздушности. В пленочную эпоху для получения размытости использовали различные софт-фильтры: капроновые чулки, смазанные вазелином стеклянные пластинки, свилеватые стекла, специальные фабричные фильтры. С появлением цифровой фотографии, к этому арсеналу прибавилась цифровая нерезкость.

 

РЕПЕТИР ДИАФРАГМЫ — кнопка на лицевой стороне зеркальных фотоаппаратов для включения предварительного просмотра глубины резкости.

 

РЕПОРТАЖ — жанр, которому присуще документальное отражение фиксируемых событий; метод фотосъемки, подразумевающий невмешательство фотографа в ход событий. Принято разделять три метода репортажной съемки:

 

         скрытая камера, когда герои не подозревают, что они являются объектом съемки;

 

         привычная камера, когда герои знают о присутствии фотографа, но не знают, когда их будут снимать;

 

         режиссура под репортаж, когда героя просят повторить какое-либо действие или разыграть сценку.

 

РЕПРОДУЦИРОВАНИЕ — съемка картин и графических произведений для последующего воспроизведения их полиграфическим или фотографическим способом.

 

При съемке матовых, не бликующих, поверхностей идеальным считается свет, направленный от двух источников слева и справа от картины под углом 45 градусов. Так же освещают и картины, спрятанные под стекло. Поскольку угол падения света на поверхность предмета равен углу отражения, свет, отраженный от ровного стекла, в объектив не попадет, а та часть потока, которой удалось попасть на поверхность картины, будет рассеиваться поверхностью красочного слоя и, попадая в объектив фотоаппарата, создаст на матрице копию картины.

 

При съемке репродукций необходимо использовать светильники с одинаковой цветовой температурой. Если снимать со вспышками, то цветовая температура всего света в помещении должна быть равной 5600 градусов Кельвина, если пользоваться галогенками — 3200 градусов. Присутствие, например, люминесцентных ламп может привести к получению зеленого оттенка  в репродукции. Дневной свет вместе с галогенками может дать синие блики, но, если основным источником был свет вспышек, галогенки могут придать картине желтовато-красные тона.

 

Снимать лучше в RAW-формате, чтобы потом получить максимальную проработку деталей, как в темных частях картины, так и в светлых. Кроме того, сырые файлы лучше поддаются цветовой коррекции.

 

В кадр, помимо самой картины, включают и две шкалы фирмы Kodak: одну цветную, другую серую, аналог шкалы Адамса, только с двадцатью зонами вместо десяти. С помощью этих шкал одним щелчком пипетки в Lihtroom можно получить точные цвета картины для полиграфического воспроизведения файла или при печати фотографии на бумаге.

 

В реальных условиях почти никогда не удается работать по этим правилам.  Например, бликующие фактурные картины не снять с направленным светом. Он плодит большое количество неустранимых ярких бликов. Гораздо лучше ведет себя мягкий свет, который дают софт-боксы, но, чтобы ими воспользоваться, нужны просторные студии, а снимать картины часто приходится в неприспособленных для этого помещениях, в крошечных выгородках. При этом фотографы вынуждены направлять свет в потолок, а на пол класть белую ткань или мятую фольгу. Однако такая схема освещения часто работает даже лучше, чем классическая.

 

РЕТУШЬ — исправление недостатков изображения. Производится путем редактирования цифрового файла с помощью специальных компьютерных программ — графических редакторов.

 

         Сначала осуществляется техническая коррекция:

 

                  - яркости,

 

                  - контрастности,

 

                  - цветопередачи,

 

                  - нерезкости,

 

                  - исправление аберраций и виньетирования.

 

         Затем осуществляются структурные изменения:

 

                  - кадрирование,

 

                  - выделение отдельных частей изображения в соответствии с                                         представлениями         автора о композиционной гармонии,

 

                  - удаление деталей, мешающих восприятию изображения,

 

                  - дорисовка плохо проработанных частей изображения,

 

                  - добавление новых деталей в изображение,

 

                  - сборка панорам.

 

         Подготовка изображения для печати, например, цветоделение, осуществляется обычно специалистами.

 

РИСУЮЩИЙ СВЕТ см. свет.

 

РУЧНОЙ РЕЖИМ см. мануальный режим.

 

РЫБИЙ ГЛАЗ — самый широкоугольный объектив, его фокусное расстояние равно 180 градусов. Изображение выглядит, как круг.

 

СВЕРХШИРОКОУГОЛЬНИК — объектив с фокусным расстоянием больше 120 градусов. См. также объектив, рыбий глаз.

 

СВЕТ — видимая часть электромагнитного излучения, поток фотонов, благодаря которому на матрице фотоаппарата появляется изображение. Главный инструмент фотографа. С помощью света решаются три фотографических задачи:

 

- техническая — получение фотографического изображения. Решается с помощью фотоаппарата. Строго отмеренное количество определенного по спектральному составу света направляется через объектив в определенное место кадра;

 

- изобразительная — решается благодаря умению фотографа с помощью светотеневого рисунка передать на плоскости снимка трехмерный мир со всеми его красками: округлость яблока, нежность кожи ребенка, графичность кованой решетки, ноздреватость гранитной мостовой, блеск хрустального бокала, краски туманного утра, яркие огни ночного города;

 

- композиционная — часто реализуется с помощью теней, которые отбрасывают освещенные объекты. Их используют как композиционный элемент. Иногда тени так красивы, что сами становятся композиционной доминантой, иногда помогают соединить в единое целое разрозненные части кадра, придавая ему полную композиционную завершенность. Иногда пятно света помогает направить внимание зрителя в нужную точку фотографии.

 

Свет может быть направлен на объект съемки сверху и снизу, справа и слева, спереди и сзади. При этом каждый раз создается присущий данному направлению света теневой рисунок, который влияет на восприятие фотографии зрителем.

 

По направлению на объект съемки свет различают:

 

задний (прямой, фронтальный) — направленный на объект съемки из-за спины фотографа;

 

верхний — направленный на объект съемки сверху;

 

нижний — направленный на объект съемки снизу;

 

верхнебоковой — направленный на объект съемки под углом справа или слева от камеры;

 

боковой — направленный на объект съемки строго сбоку;

 

заднебоковой — направленный на объект съемки под углом сзади, справа или слева от камеры;

 

контровой — направленный в сторону объектива камеры (см. фото 12).

 

Свет, направленный на объект съемки, различают по назначению:

 

рисующий — это основной свет (все прочие играют вспомогательную роль), с его помощью создается светотеневой рисунок снимка. Может быть направленным и рассеянным;

 

заполняющий — с его помощью подсвечиваются тени. Без него в тенях могут возникнуть черные зоны, лишенные деталей. Иногда это уместно, но чаще считается браком;

 

контровой — направляется на объект съемки сзади и поддерживает рисующий свет, создавая в освещенных им зонах дополнительные блики; иногда помогает оторвать объект от фона, когда яркость фона и самого объекта совпадают;

 

контурный, контражур — разновидность контрового света. Образуется спотом, установленным за головой модели и направленным точно в объектив фотокамеры. Такой источник света рисует вокруг объекта съемки яркий контур, лишенный деталей;

 

фоновый — применяется для освещения фона, для создания на нем светотеневого рисунка, поддерживающего тот светотеневой рисунок, который создан для освещения объекта съемки.

 

Свет различают по качеству:

 

мягкий, рассеянный — свет пасмурного дня или прикрытого тучей солнца, отраженный от белой стены или от фотозонта (со светоотражающей внутренней поверхностью, либо полупрозрачного, работающего на просвет), свет специальных осветительных приборов — софт-боксов. Не образует резких теней;

 

жесткий, направленный — свет солнца или осветительных приборов с малым размером светящегося тела: ламп накаливания, уличных фонарей, специальных источников направленного жесткого света, дающих узкий пучок лучей — спотов. Образует резко очерченные глубокие тени.

 

скользящий — свет, направленный на объект от 0 до 10 градусов. Свет, направленный на объект со стороны фотоаппарата, может падать на него под углом от 0 до 90 градусов. Чем больше угол, тем короче тени, и наоборот. Длинные тени позволяют лучше проявить рельеф и фактуру объекта. Свет, направленный на объект под углом 90 градусов не образует теней и не выявляет объемов, и наоборот, чем ниже источник света, тем лучше выявляются объемы.

Наш опрос

Идеальная камера - это ...
Всего ответов: 31

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Форма входа
Поиск
Друзья сайта: Игровой портал Gigabytes.clan.su | Copyright i-hero-in © 2024 |