Глоссарий (часть 4)
Главная

ОБЪЕКТИВ — оптическое устройство, проецирующее изображение на матрицу фотоаппарата. Состоит из набора линз, бывает также однолинзовое (монокль). В зависимости от фокусного расстояния объективы делятся на три основные группы:

 

нормальные объективы — имеют угол зрения от 40 до 55 градусов. Используются со всеми типами фотоаппаратов: 35-миллиметровыми, среднеформатными и широкоформатными. Для 35-миллиметровых камер нормальными являются объективы с фокусным расстоянием 50 мм, иначе говоря, полтинники, для среднеформатных — от 80 мм до 100 мм, для широкоформатных — от 135 до150 мм;

 

широкоугольные объективы, в фотографическом обиходе, ширики, — имеют угол зрения шире, чем нормальные, фокусное расстояние меньше 50 мм. Широкоугольников много. Самый широкоугольный объектив —  рыбий глаз. Фокусное расстояние для 35-миллиметровых камер колеблется от 8 до 19 мм, угол зрения — от 120 до 180 градусов;

 

телеобъективы, в фотографическом обиходе, телевики, — имеют угол зрения меньше, чем нормальные, а фокусное расстояние больше 50 мм. В настоящее время чаще всего с 35-миллиметровыми камерами используются объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы).  Самые популярные от 80 до 200 мм. Реже, но все-таки довольно часто применяют объективы с фокусом 300 мм. Еще реже, для специальных съемок (животных, спорта, политического или событийного репортажа), используются телевики от 500 до 1000 мм. Угол зрения 500-миллиметрового объектива примерно 2 градуса. Среднеформатных камер, приспособленных для этого так же хорошо, как 35-миллиметровые, нет. Поэтому мощные телевики для таких камер являются большой редкостью.

 

Сменная оптика позволяет управлять пространством. Телевики сжимают его. Уходящая вдаль дорога, например, снятая мощным телевиком, будет казаться совсем короткой, а расстояние между столбами уличного освещения уменьшится настолько, что они начнут наползать один на другой. Толпа на митинге, снятая телевиком, будет выглядеть не так, как снятая широкоугольником. Широкоугольники делают перспективные сходы очень резкими. Пространство кадра становится более глубоким. Он укрупняет лица на переднем плане, выделяет их, сосредоточивая на них внимание зрителя. В то же время широкоугольники имеют большую глубину резкости, чем телевики и нормальные объективы. За счет этого предметы и на переднем плане, и в глубине кадра будут вполне резкими. У телевиков, наоборот, глубина резкости небольшая. Однако в толпе митингующих с помощью телевика можно выделить наиболее эмоциональных участников, наведя на них резкость. При этом все вокруг будет сильно размыто и зритель сразу обратит внимание именно на резкий участок кадра. Нормальные объективы потому и называются нормальными, что фотографии, снятые ими, выглядят обычно.

 

Различают объективы и по назначению:

 

портретные — телеобъективы с фокусным расстоянием от 80 до180 мм. Они позволяют снимать крупноплановые портреты с довольно большого расстояния, не приближаясь к модели. Нормальным объективом этого не сделать. К тому же полтинники в такой ситуации могут сильно исказить пропорции лица (например, увеличить нос, глаза или подбородок в зависимости от высоты точки съемки). Большим преимуществом портретника является небольшая глубина резкости при открытой диафрагме, что позволяет вывести в зону нерезкости дефекты кожи, морщины, большие уши, складки под подбородком и т. п., словом, то, что мешает восприятию образа портретируемого. Обратного эффекта можно достичь, зажав дырку диафрагмы. Это подчеркнет морщины и фактуру кожи (например, у мудрого старца), а фон при этом сохранит слегка размытым, чтобы не отвлекать внимания зрителя от сюжетно важных деталей композиции;                           макрообъективы — специально рассчитаны на съемку небольших объектов с большими увеличениями. Масштабы таких изображений колеблются от 1:10 до 5:1. Это значит, что изображение на матрице при масштабе 1:1 будет равно самому объекту. При увеличении такого файла маленькая пчелка превращается в диковинное чудовище, а невзрачный цветочек поражает совершенством геометрических пропорций. Оправы нормальных объективов не позволяют навести резкость на предметы, расположенные близко к передней линзе объектива. Для преодоления этого препятствия приходится использовать либо удлинительные кольца, либо положительные насадочные линзы. Но при этом сильно сокращается глубина резкости. Причем чем больше увеличение, тем меньше глубина резкости. Если объектив специально рассчитан на съемку близких к нему предметов, удается в какой-то мере исправить эти недостатки. Такие объективы обычно снабжаются индексом мacro. Макросъемка сейчас очень популярна, поэтому почти все бюджетные зумы  производители проектируют так, чтобы ими можно было снимать с малых расстояний. Но появление цифровых мыльниц настолько упростило этот вид съемки, что он стал доступен любому фотолюбителю. Снимать такими камерами можно практически в упор, с двух сантиметров. Это усложняет съемку с искусственной подсветкой, зато при естественном освещении позволяет делать в макрорежиме то, что невозможно снять с помощью зеркальных камер;

 

мягкорисующие — дают изображение с пониженным контрастом (на современных мягкорисующих объективах производители ставят значок soft). Достигается это за счет уменьшения резкости с помощью сферической аберрации, которая приводит к тому, что вокруг точки, видимой глазом человека при прохождении света через объектив возникает ореол, свечение. Резкость изображения, микроконтрастность снижаются. Есть много случаев, когда излишняя детализация только ухудшает фотографию. В портретной съемке, например, иногда лучше пожертвовать резкостью, чтобы не акцентировать внимание на морщинках и фактуре кожи, но зато правильно передать общее впечатление от лица человека. С этой задачей легко справляются монокли.

 

Практические выводы:

 

- универсальных объективов не бывает. Все обладают набором свойств, присущих своему классу. Широкоугольники имеют большую глубину резкости, чем нормальные объективы. Портретники и телевики всегда имеют меньшую глубину резкости, чем нормальные и ширики;

 

- при закрытой диафрагме все объективы работают неплохо. Отличить резкость дорогого объектива от дешевого можно только по специфическому размытию расфокусированных частей фотографии;

 

- светосильные объективы дороги, но обладают обычно красивой зоной нерезкости (боке);

 

- дорогие объективы с фиксированным фокусным расстоянием (фиксы) рисуют лучше, чем дешевые такого же класса;

 

- объективы с переменным фокусным расстоянием (зумы) менее резкие. Они к тому же очень часто размывают изображение по краям кадра, по-разному работают на концах линейки фокусных расстояний. К примеру, дорогой зум Nikon 17-55/2,8 грешит нестабильностью рисунка. Он может плохо рисовать мелкие детали при открытой диафрагме на широком конце 17 мм, и в то же время демонстрировать отличную резкость на фокусе 50 мм. Другой экземпляр такого же объектива может прилично работать на всех отрезках фокусных расстояний. Не стоит думать, что это относится только к объективам названной фирмы. Грешат сегодня практически все производители;

 

- макрообъективы сделаны специально для съемки маленьких предметов с большим увеличением;

 

- мягкорисующие объективы специально сконструированы так, чтобы давать изображение с пониженным контрастом и резкостью.

 

ОБЪЕКТИВНАЯ ДОСКА — передняя доска камеры большого формата с вмонтированным в нее объективом.

 

ОКТО-БОКС см. софт-бокс.

 

ОПТИКА — в фотографическом обиходе, понятие, объединяющее объективы, телеконвертеры.

 

ОПТИЧЕСКАЯ РЕЗКОСТЬ см. резкость.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЛИНЗЫ см. насадочные линзы.

 

ОТТЕНЕННЫЙ (градиентный) ФИЛЬТР — специальный светофильтр, плотность окрашенности которого плавно меняется от одного его края к другому. Выпускаются с кратностью от 1 до 8 (1х, 2х, 4х, 8х). Применяется для съемки очень контрастных сюжетов, например, закатов и рассветов, когда надо выровнять освещенность неба и земли или окрасить только часть кадра.

ПАНОРАМА — фотография с одной очень длинной стороной кадра. Может быть получена разными способами:

 

         - при кадрировании,

 

         - снята специальной панорамной камерой,

 

         - собрана из заранее заготовленных фрагментов, снятых с перекрытием одного кадра другим примерно на 30 % площади каждого из сегментов будущей панорамы. Снимается с помощью специальной панорамной штативной головки (см. фото 41). См. также панорамирование.

 

ПАНОРАМИРОВАНИЕ — съемка панорамы с помощью специальных панорамных головок. Камера выравнивается строго по воздушному уровню так, чтобы ее вращение производилось вдоль линии горизонта. Перемещая фотоаппарат вперед-назад опытным путем, объектив устанавливается точно над нодальной точкой. Автоматика камеры выключается, чтобы избежать разницы в экспозиции разных сегментов будущей панорамы. Камера поворачивается в левую или правую крайнюю точку будущей композиции. Снимается первый кадр. Затем камера поворачивается на заранее рассчитанный угол, обеспечивающий перекрытие соседнего кадра на одну треть площади. Снимается второй кадр. Далее процесс повторяется до конца. Если сюжет включает в себя большие контрасты, следует сделать три серии дублей с недодержкой и передержкой.     Дома собираются панорамы с различными экспозициями, помещаются слоями фотошопа одна над другой. Затем с помощью маски слоя удаляются недодержанные зоны или передержанные детали. См. также панорама.

 

ПАРАЗИТНАЯ ЗАСВЕТКА — попавший на матрицу случайный свет, не принимающий участия в образовании фотографического изображения. Возникает обычно, когда боковые лучи света после их многократного переотражения, попадают внутрь объектива.

 

ПАРАЛЛАКС — изменение положения объекта переднего плана относительно далекого фона при изменении положения камеры. Усложняет съемку панорам с рук без использования штатива и панорамной головки.

 

ПЕНТАПРИЗМА — стеклянная пятигранная призма. Используется в видоискателях зеркальных камер для получения прямого изображения. Свет проходит через объектив, отражается от зеркала на 90 градусов вверх, проходит через пентапризму и еще раз меняет направление на 90 градусов, попадая в зрачок  фотографа.

 

ПЕРЕДЕРЖКА — ошибка экспонометрического замера, чрезмерное экспонирование матрицы фотокамеры. Приводит к потере деталей в светлых участках изображения. Исправляется путем внесения минусовой экспонометрической поправки. Иначе говоря, нужно уменьшить время выдержки или закрыть отверстие диафрагмы.

 

ПЕРЕДНИЙ ПЛАН — часть кадра, самая близкая к нижней его кромке, а также объекты съемки, расположенные ближе всего к объективу (см. фото 40).

 

ПЕРИФЕРИЙНЫЙ ЗАТВОР см. затвор.

 

ПЕРСПЕКТИВА — изображение на плоскости объемных предметов с тем кажущимся искажением их пропорций, очертаний, четкости, которое обусловлено степенью удаленности от точки наблюдения. В фотографии применяется как один из инструментов, усиливающих выразительность снимков. Фотографы различают:

 

         линейную перспективу — кажущееся искажение пропорций и формы тел. Например, с точки зрения наблюдателя, железнодорожные рельсы сходятся на горизонте в одну точку, образуя перспективные сходы. На самом деле они параллельны и расстояние между ними не меняется (см. фото 42, 190);

 

         тональную (воздушную) перспективу —  ослабление резкости, яркости и насыщенности цвета предметов по мере увеличения расстояния от переднего плана фотографии к линии горизонта. Явление тональной перспективы описал еще Леонардо да Винчи, который заметил, что воздух между наблюдателем и далекими горами окрашивает их в синий цвет. Иногда под тональной перспективой понимают такой вид композиции, при котором точка съемки очень высокая или очень низкая. Такой вид перспективы подразумевает наличие точки схода вертикальных линий выше или ниже линии горизонта (см. фото 36).

 

ПИКСЕЛ — мельчайший элемент цифрового изображения. Каждый пиксел матрицы фотоаппарата фиксирует информацию определенного цвета, градации серого, а иногда и прозрачность. Расположены рядами и столбцами. Цифровое изображение состоит из миллионов пикселов прямоугольной формы. В теории, чем больше пикселов, тем выше детализация изображения. Однако на практике это не всегда так. Большое количество пикселов на маленьких матрицах приводит к заметной потере деталей из-за повышения шумности такой матрицы (см. шум цифровой). Это особенно заметно при съемке на высоких значениях чувствительности.

 

ПИКТОРИАЛИЗМ — стилизация фотоизображения под живописное полотно с помощью мягкорисующей оптики, например, монокля.

 

ПЛЕНОЧНЫЙ СТАНДАРТ — общепринятый размер кадрового окна узкопленочных фотоаппаратов 24х36 мм. С переходом на цифру производители стали использовать матрицы, отличные от пленочного стандарта. Чтобы понять, каким объективом снабжена та или другая камера, фотографу нужно сначала выяснить физический размер матрицы, а потом пересчитать фокусное расстояние объектива. Так, если матрица аппарата ровно в два раза меньше пленочного кадра, то стандартный пленочный объектив с фокусным расстоянием 50 мм будет использован как объектив 100 мм.

 

ПЛЮСОВАТЬ — вводить плюсовую коррекцию экспозиции.

 

ПОВЫШЕНИЕ РЕЗКОСТИ см. резкость.

 

ПОДВИЖКИ  ОБЪЕКТИВНОЙ ДОСКИ см. тильт-шифт объективы.

 

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЛИНЗЫ см. насадочные линзы.

 

ПОЛТИННИК — объектив с фокусным расстоянием 50 мм, нормальный объектив. Обладает привычным для глаза человека углом зрения, примерно 60 градусов.

 

ПОЛУНАЖАТИЕ СПУСКОВОЙ КНОПКИ ФОТОКАМЕРЫ — стандартная опция современных камер. При неполном спуске аппарат сначала наводит резкость на указанную ему зону, производит замер экспозиции, то есть, выясняет, сколько света пропустить к матрице для получения технически грамотного снимка. После этого камера запоминает произведенные действия и ждет дальнейших указаний владельца. Если фотограф нажмет кнопку до упора, затвор сработает и будет сделан снимок. Если фотограф раздумает и отпустит спусковую кнопку, камера не сработает.

 

ПОЛЯРИЗАЦИОННЫЙ ФИЛЬТР — специальный светофильтр, предназначенный для устранения или ослабления отражений и бликов, возникающих на гладких неметаллических поверхностях (воде, стекле, полированном дереве, листве деревьев и т. п.). Состоит из двух пластинок оптического стекла и помещенной между ними поляроидной пленки. Часто применяется для притемнения цвета неба в пейзажной съемке. Чтобы притемнить небо или устранить блики фильтр следует медленно вращать вокруг своей оси. Два поляризационных фильтра, надетых один на другой, позволяют использовать их как нейтральный фильтр с изменяющейся плотностью. Если оба поляризационных фильтра хорошего качества, то в идеале такой бутерброд вообще не будет пропускать свет. Нейтральные фильтры большой плотности могут очень пригодиться при необходимости резко погасить чувствительность  камеры для получения очень длинных выдержек днем.

 

ПОНИЖЕНИЕ РЕЗКОСТИ см. блюр.

 

ПОРТРЕТ — изображение человека. Подразделяют на:

 

         - крупноплановый,

 

         - поясной,

 

         - в полный рост,

 

         - групповой.

 

         По методу съемки:

 

         - студийные,

 

         - жанровые.

 

         По характеру изображения:

 

         - статичные или динамичные,

 

         - в светлой тональности или в темной,

 

         - натуралистичные или пикториальные (см. пикториализм).

 

ПОРТРЕТНЫЙ ОБЪЕКТИВ см. объектив.

 

ПОСТРОИТЬ КАДР — расположить объекты съемки внутри кадрового окна фотоаппарата в соответствии с замыслом автора и его представлениями о гармонии. См. также композиция.

 

ПРАВИЛО ТРЕТЕЙ — способ построения композиции на основе упрощенного правила золотого сечения. Зрительные центры привязываются к точкам пересечения линий, разделяющих кадр на три равных части по горизонтали и по вертикали. Простота этой схемы сделала ее чрезвычайно популярной среди фотографов, несмотря на отличие от классического золотого сечения. Многие фирмы встроили ее в поле видоискателей своих фотоаппаратов.

 

ПРИВЫЧНАЯ КАМЕРА см. репортаж.

 

ПРИОРИТЕТ ДИАФРАГМЫ — один из автоматических режимов экспонометрического замера современных фотоаппаратов (см. экспонометр). Фотограф задает автоматике величину диафрагмы, а камера подбирает к ней подходящую выдержку.

 

ПРОВАЛЫ — зоны снимка, лишенные деталей. Обычно бывают на краях гистограммы в светах или тенях.

 

ПРОЗРАЧНОСТЬ — свойство инструментов фотошопа, способность изменять силу воздействия на нижерасположенный слой или ограниченную зону. Регулируется полозком или задается в процентах.

 

ПРЯМОЙ СВЕТ см. свет.

 

РАКУРС — необычная перспектива, возникающая вследствие неодинакового удаления разных точек объекта от камеры при фотографировании под резким, непривычным углом зрения, сверху или снизу:

 

         нижний ракурс — возвышает объект, героизирует его, делает величественным и монументальным, напоминает взгляд таксы на хозяина (см. фото 120);

 

         верхний ракурс — прижимает объект к земле, уменьшает его высоту,  позволяет посмотреть на мир с точки зрения голубя. Мир сверху приобретает графичность, предметы теряют объемы. Их вытесняют геометрические фигуры (см. фото 115).

 

РАССЕЯННЫЙ СВЕТ см. свет.

 

РАСФОКУС — в фотографическом обиходе, намеренное выведение части изображения из зоны резкости.

 

РАСШИРЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКОГО ДИАПАЗОНА — необходимость расширения динамического диапазона связана с несовершенством современных фотоаппаратов, которые не позволяют перенести на фотографию видимый глазом сюжет. Это особенно заметно при съемке компактной цифровой камерой в яркий солнечный день. Такие аппараты часто не могут справиться с тенями и светами даже в пейзаже средней полосы России.

 

         Эта проблема решается, во-первых, при съемке в 14-битном RAW-формате. Во-вторых, с помощью съемки сюжета с экспозиционной вилкой, то есть, с нормальной экспозицией, с минусовой коррекцией и с плюсовой коррекцией экспозиции. Каждый из полученных файлов должен дать отличную проработку деталей в тенях, в светах и в середине динамического диапазона. После конвертации из RAW-формата в 16-битный Tif все три файла накладываются слоями фотошопа один над другим. С помощью масок слоя из них удаляются ненужные пикселы. В результате должно получиться изображение, в котором нет провалов, а динамический диапазон ограничен только замыслами фотографа. Если нет возможности снять с брекетингом, а полученный файл не обеспечивает проработки всех деталей в светах или тенях, RAW-файл конвертируется дважды. Сначала так, чтобы читались детали в тенях, потом оптимизируются ярко освещенные детали. Два полученных в результате файла сливаются в один слоями. В верхнем слое по маске протираются пикселы, мешающие восприятию картинки.

 

РЕЖИМ — рассветное и предзакатное время, когда начинают включать освещение, до того момента, когда небо станет темно-синим. В южных широтах режим короток, а в северных краях летом режим тянется часами из-за полярного дня, поэтому уличные фонари там вообще не включают; в полярную ночь он может длиться считанные минуты.

 

Продолжительность режима зависит и от погоды: в пасмурные дни он короче, чем в солнечные. На продолжительность режимного времени влияет также ориентация камеры в пространстве. Если солнце за спиной,  небо темнеет очень быстро, съемка в западном направлении позволяет растянуть процесс, приходится даже ждать, когда, наконец, небо станет похожим на ночное (см. фото 14).

 

РЕЖИМ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО ПОДЪЕМА ЗЕРКАЛА — специальный режим работы зеркальных камер, при включении которого полунажатие на спусковую кнопку приводит к поднятию зеркала в верхнее положение. Хлопок зеркала по плоскости пентапризмы смягчается демпфирующим устройством. Тем не менее, даже у самых хороших профессиональных камер срабатывание зеркала — главная причина колебаний камеры, приводящая к нерезкости файла. После фиксации зеркала в верхнем положении выдерживается пауза, необходимая для того, чтобы колебания системы штатив-камера утихли. После этого спусковая кнопка тросика нажимается еще раз для включения механизма затвора. Работа шторок затвора к смазкам не приводит.

 

РЕЖИМЫ ЭКСПОЗАМЕРА — современные  фотоаппараты имеют три режима измерения света:

 

3D-цветовой матричный режим — система замера освещенности современных фотоаппаратов, использующая многосегментный сенсор и компьютер. Камера измеряет свет по всему полю, учитывая свойства композиции, глубину кадра, цвета и распределение яркостей. Алгоритм матричного замера исследует фотографии, сделанные в разных условиях, сравнивает результат анализа с собственными замерами и выбирает лучший вариант для данной ситуации. В большинстве случаев дает хорошие результаты;

 

центровзвешенный режим — автоматический режим замера экспозиции в современных фотоаппаратах. Экспонометр при работе в этом режиме учитывает освещенность примерно 15 % площади кадра в центральной его части. Применяется при съемке портретов;

 

точечный режим — производит замер экспозиции очень маленьким датчиком, который занимает от 1 до 2 процентов площади кадра и располагается в центре кадрового окна фотокамеры. Датчик позволяет оценить освещенность каждого отдельно взятого элемента композиции. Используют в нетипичных ситуациях, когда большую часть кадра занимают либо черные, либо белые зоны, а добиться проработки деталей нужно в какой-то маленькой главной части кадра.

 

РЕЖИССУРА см. репортаж.

Наш опрос

Выход какой камеры вы ждете?
Всего ответов: 11

Статистика
Рейтинг@Mail.ru

Форма входа
Поиск
Друзья сайта: Игровой портал Gigabytes.clan.su | Copyright i-hero-in © 2024 |